• ЖСБ

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Старшее поколение часто вспоминает о деятельности прежних официальных  молодежных организациях. Если  проанализировать  их работу, то следует выделить то, что они учили детей общению, взаимодействию, дружбе, давали возможность реализовывать какие-то проекты, выполнять  какие-то задания всем классом. Они хорошо работали, потому что в основе  были заложены три аспекта – знания, умения, навыки.


И постепенно это движение все больше превращалось в место передачи двухкомпонентной системы знаний и навыков.

Но воспитание и образование должно опираться на устойчивую  опору из четырех взаимосвязанных аспектов: знаний, умений + навыков, систему ценностей, методологию исследовательского участия и взаимодействия, которые  полностью  вовлекают детей в процессы воспитания и обучения многовариантным проектам, программам и т.д. Без их формирования  личность ребенка остается незавершенной, недоразвитой.

Конечно,   все это спорно! И сейчас в отдельных коллективах твердят о слабой мотивации в воспитании и обучении, о «трудных детях», о детях якобы с врождённой  фрустрацией и т.д.

Однако всё это придумали сами взрослые, те, кто сквозь пальцы равнодушно смотрят, как наши дети пользуются «вредной, инородной, сомнительной продукцией» в интернет клубах и соцсетях, теряя жизненные ориентиры; те, кто не устают перекладывать свою работу и заботу на плечи других.

Какие могут быть приведены примеры из жизни современного детско – юношеского самоуправления, если старыми подходами и методами уже никто не пользуется, а у новых не до конца отработаны механизмы руководящей деятельности? Поэтому видение этого вопроса остается еще стереотипным, а время показывает: «Трудных» детей нет, «фрустрационных» не надо отталкивать, нервозным, сензитивным  надо помогать, поддерживать их… Ведь на самом деле каждый  из них - личность. Для нас каждый коллектив  представляет возможность  совместно работать с детьми. Только надо учитывать: они являются новым поколением  граждан ХХI информационно-космического века. И все они дети нашей многонациональной страны.

Чтобы выяснить, как создать свободное общество, где каждого  уважают и каждому доверяют, каждый несет ответственность за всех, и каждый добивается успеха и счастья, надо в первую очередь по-настоящему наладить  организацию детско - юношеского  движения.

Золотые слова одного из основоположников когнитивной теории, психолога Жана Пиаже должно быть в сердце  каждого человека: «Ребенок – непревзойдённый гений среди множества  серых людей». Он помог научно обосновать организацию  скаутского движения на основе когнитивной теории с разработанными процессами и механизмами  социализации, интериоризации, операционального  состава деятельности…

Проходят годы и века, а скаутское  движение  на Западе, на Востоке – неоконфуцианское учение набирают  всё новые силы, несмотря на кризисы, процессы  глобализации и трайболизации, потому что в основе их модели заложена  деятельность, основанная на когнитивизме и других  прогрессивных  методологиях, технологиях (выходцами скаутского, неоконфуцианского движения являются  многие политики, парламентеры, ученые, государственные деятели Англии, Германии, Нидерландов,  Китая, Кореи, Японии и других развитых стран, которые еще в детстве учились овладевать прогрессивными технологиями граждановедческого строительства!) …

К сожалению, до сих пор в некоторых коллективах  о самих детско – юношеских организациях, их атрибутах и ритуалах… в основном вспоминают только по великим праздникам, а администрация в учреждениях образования, воспитатели в своей работе опираются на отдельные действия вроде «напиши объяснительную, приведи родителей, побеседуем с ребятами…». И они ничего не добивается, потому что это все пустое время провождение. И самый большой их промах – всю самоуправленческую работу переложили на плечи вожатых (тәлімгер). Где же целая «дивизия» администрации школ?!

Пора и нам пересмотреть модель развития детско-юношеского движения с учетом современных методологий, а также функциональные обязанности  организаторов воспитательного  процесса, к примеру: «Жас кыран» («Соколята») – 2 (3) – 4 классы возглавляет талімгер, «Жас улан» («Младое племя» ) 5-7 классы – педорганизатор, а 8-11 классы «Кошбасшы» (оз-озінді баскару) – «Руководящий центр» - этот динамичный пласт логично возложить на зам. директора по воспитательной работе. Качественная организация этой работы поможет улучшить процессы гражданского становления, социализации, ориентировочную основу педагогической деятельности и др. в этой очень сложной, но очень нужной педагогической работе, тогда формализм, зачастую основанной на одноразовых спонтанных действиях, исчезнет раз и навсегда, а на смену придут организаторы, знающие и умеющие определять цели - выбор методологий и мотивации для участия и взаимодействия детей по развитию стратегий их деятельности.

Ученическое самоуправление можно определить как созидательную, глобальную и миротворческую работу по организации жизнедеятельности детей, обеспечивающие их развитие для достижения значимых целей.

А целью педагогической деятельностью является  гуманизация и демократизация жизни коллектива детей  и на этой основе – формирование у учащегося готовности к участию в управлении обществом.

Процессу развития самоуправления присущи содержательная, функциональная и структурная характеристики, отображенные в их «Уставе и Модели».

Академик Макпал Джадрина отмечает, что обучение людей самоанализу, самовыражению – дело долгое и трудное, оно требует от взрослых большого мастерства, но именно в совместном труде укрепляется атмосфера сотрудничества, самоутверждения, ребята чувствуют себя хозяевами, личностями в школе, семье, обществе. И чтобы помочь ребенку, необходимо новое видение, построенное на позитивном потенциале, а не на низменных доминантах. Видение, которое осознает уникальность личности при воспитании гражданской позиции и создании всеобщих ценностей.

Когда дети знают, что их труд оценен не только близкими, взрослыми, но всем окружающим их обществом, они и ведут себя достойно, и работают гораздо старательнее, и чувствуют себя счастливыми личностями.

Еще в древности развивая казахскую национальную психологию, философию, политологию и этнопедагогику, Юсуф Баласагуни подчёркивал, что человека украшают знания, внутренняя культура, научные изыскания, его умения налаживать гуманные, добрые отношения с обществом и навыки приобретения общих человеческих ценностей.

Великий древний симбиоз гражданского становления и утверждения национальной идеологии «Мангілік ел» служит дальнейшему развитию общества. Мудрые мысли наших древних предков  к всеобщему счастью вновь и вновь возвращаются к нам. И поэтому  уже со школьной скамьи важно повсеместно улучшить жизнедеятельность детско-юношеского общественно - граждановеческого строительства, именуемого «самоуправлением». Недаром восточная пословица гласит:

«Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис. Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, воспитывайте человека». 


Гайни Кошекбаева, председатель ассоциации психологов и медиаторов Байзакского района Жамбылской области. 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  • Актос