Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

25 лет назад народ Казахстана обрел независимость, вступил на новый путь развития. В связи с принятием 16 декабря 1991 года  исторического Конституционного Закона «О государственной независимостиРеспублики Казахстан» впервые наша страна обрелаюридически оформленный статус суверенного государства, признанного мировым сообществом.



За 25 лет развития Казахстан вошел в число 50 конкурентоспособных стран мира,досрочно реализовав «Стратегию-2030»,начал осуществление «Пяти институциональных реформ» и «Плана нации». Казахстанский народ приступил к реализации Послания Президента «Стратегия «Казахстана-2050: Новый политический курс состоявшегося государства».

Республика за годы ее суверенного развития  превратилась в одно из ключевых государств Евразии,чье мнение имеет солидный вес в мировой политике. У Казахстана большой авторитет на международной арене,она является членом 70 международных организаций, принимает участие во многих судьбоносных для мирового сообществасоциально-экономических и политических  вопросах.

За годы независимости была создана и получила свое совершенствование судебная система Республики.

Становление судебной системы, как самостоятельной ветви государственной власти было  начато  с разработки нового закона о судоустройстве, которая велась по поручению главы государства на завершаюшей стадии в 1989-1990 годах. Как результат, 23 ноября 1990 года Верховным Советом Каз ССР был принят Закон «О судоустройстве Казахской ССР», который можно назвать  самым первым предшественником становления и развития судов Казахстана.

В течении 1991-1997 годов началась большая работа по созданию законодательной базы для работы правосудия нового государства. Была определена стратегическая линия, направленная на  формирование и становление судебной системы нового типа с предоставлением судам в полном объеме полномочий, присущих им в правовом государстве, закрепление их высокой и ответственной социальной роли.

 Во всех политических и основополагающих юридических документах того периода красной нитью проходила норма о независимости судебной системы, как отдельной ветви государственной власти. Несмотря на сложные экономические условия первых лет независимости, специальным постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан от 1 февраля 1993 года был предусмотрен ряд мер, направленных на улучшение материально-технического обеспечения судов.

Комплекс мер, направленных на коренное изменение всей национальной правовой системы также был предусмотрен в Государственной программе правовой реформы, утвержденной в 1994 году. Предпологалась реорганизация судоустройства и судопроизводства, совершенствование метариального и процессуального законодательства.

При развитии судебной системы Казахстан самостоятельно определял путь для дальнейшей модернизации. При провозглашении независимости суверенного Казахстана судебная власть делилась на Верховный суд и Высший Арбитражный суд. Обе ветви имели равный статус. По инициативе Президента при разработке Конституции 1995 года произошла реорганизация Верховного Суда путем присоединения к нему Высшего Арбитражного суда. Судебная практика в республике развивалась по единым законодательным нормам, было исключено противоречие и расхождение в правоприменительной деятельности. Это позволило создать единую крепкую судебную ветвь власти, имеющую четкую вертикаль.

Будет уместно отметить, что в Российской Федерации Арбитражный суд только в текущем годувошел в состав Верховного суда. Аналогично вопрос решен и в Республике Беларусь. То есть Казахстан обогнал своих партнеров по Евразийскому экономическому союзу в этом вопросе почти на 20 лет.

В течении первых трех лет независимости уже был сформирован фундамент новой судебной системы и регламентированы принципиальные вопросы ее деятельности. И не случайно в числе первых Указов Главы государства, имеющих силу закона, 20 декабря 1995 года и Указ, имеющий силу Конституционного закона «О судах и статусе судей в Республики Казахстан», который заложил основные принципы судоустройства и отправления правосудия в нашей стране. Именно этим нормативно-правовым актом впервые был введен термин – «судебная власть».

Логическим завершением первого этапа преобразований в судебной системе стало принятиев декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в котором заложены принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов.

В 2009 году в Казахстане был утвержден Кодекс судейской этики, определивший требования к деятельности судей.

 Однако, как показывает практика, данный документ требует соответствующих поправок и новшеств. Именно поэтому Глава государства предложил разработать новый Этический кодекс судей, который планируется обсудить и принять на предстоящем VII внеочередном Съезде Союза Судей Республики Казахстан.

С момента обретения Республикой независимости многое изменилось  в судебно-правовой реформе. Важным  её результатом стали: создание специализированных судов. Во всех регионах страны были образованы специализированные экономические, административные и специализированные межрайонные уголовные суды, работают ювенальные суды; введен институт суда присяжных заседателей, который полноправно функционирует с 1 января 2007 года; санкционирование ареста производится исключительно судами; введен и работает институт медиации.

Для казахстанской правовой системы принятие закона о медиации является значительной вехой, которая свидетельствует о способствовании государства  развитию институтов гражданского общества и формированию основ правового государства; всесторонне реализуется принцип транспарентности деятельности судов: учитывая потребность граждан в получении быстрой и качественной информации о деятельности судов республики по отправлению правосудия.

 Верховным Судом Республики разработана и внедрена система электронного документооборота, которая сейчас обеспечивает автоматизированный учет в судах всей корреспонденции, включая судебные дела, автоматизированное их распределение между судьями, видео и аудиофиксацию судебных процессов, видеосвязь между судами, возможность подачи граждан через «Судебный кабинет» заявлении.

Развитие информационной системы судебных органов обосновано современными высокими требованиями к технологии ведения статистического учета, времени обработки информации для проведения качественного анализа и обобщения судебной практики. Организация сервиса по приему исковых заявлений, замечаний на протоколы судебных заседаний, заявлений о выдачи копии судебных актов, направление электронных судебных документов участникам процесса, заверенных электронной цифровой подписью, реализуемые посредством «Төрелік», являются главными шагами по развитию системы электронного суда в Казахстане.

В судах Жамбылской области установлено новейшее техническое оборудование для видеофиксации судебных заседаний. Извещение участников процесса происходит посредством SMS-сообщений. В здании судов установлены информационные экраны, где участники процесса могут узнать о продвижении дела, прочитать и скачать судебные акты. Вся система интегрирована с сайтом Верховного Суда.

Кроме того, можно с уверенностью говорить, что положения Конституции Республики Казахстан, определяющие роль и место судебной власти в политико-правовой системе государства, обрели за годы реформ законодательное закрепление: создана судебная система, отвечающая требованиям современного общества и правового государства.

На VI съезде Президент поставил перед судебным сообществом пять задач. Среди них: последовательное совершенствование законодательных норм, совершенствавание судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионального судейского корпуса Казахстана.

С 1 января 2015 года вступили в действие новый Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан. Их принятие было обусловлено необходимостью совершенствования системы защиты прав и свобод личности, демократизации уголовного законодательства с учетом мировых стандартов и норм международного права. Принятый Уголовный кодекс базируется на Конституции Республики и закрепленных ей социальных ценностях. Он содержит ряд принципиальных положений, направленных в первую очередь на защиту личности, общества и государства в новых условиях общественно-экономических отношений.

Принят новый Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, публичное подписание которого в Акорде свидетельствовало о значимости данного процессуального закона для жизни казахстанского общества. Отрадно отметить, что основным разработчиком нового ГПК был Верховный Суд Республики Казахстан.

 Новый ГПК разработан и принят во исполнения концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 годы. Следует особо отметить, что по обновленному ГПК порядок рассмотрения дел стал удобным и быстрым для сторон процесса,  ориентирован на их примирение и широкоеиспользование современных технологий. Целью является – эффективная судебная защита конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, повышение оперативности рассмотрения и разрешения споров, обеспечение качества судебных актов, широкое приминение  примирительных процедур.

Одним из важнейших новшест современного процессуального законодательства и судопроизводства является переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехступенчатой, когда судебные дела рассматриваются в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

Данный факт является прямой реализацией 16 шага «Плана нации» об оптимизации судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию.

         Судами первой инстанции являются районные и приравненные к ним суды; апелляционной инстанции - областные и приравненные к ним суды, а судом кассационной инстанции- Верховный Суд Республики Казахстан.

         Судебная система Республики Казахстан соответствует всем международным стандартам, что послужило основанием для ее включения в состав Международной ассоциации судей.

Одним из ярких и знаменательных событий судейской жизни явилось проведение первого Съезда Судей Республики Казахстан, прошедшем 19 декабря 1996 года в городе Алматы, где принимал участие Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, а так же делегаты от судейских коллективов со всех регионов республики, руководители центральных государственных и правохранительных органов, представители юридической общественности, НПО и международных юридических организаций.

В составе делегация от судей Жамбылской области были судьи Жамбылского областного судаАтибеков М.Д.,Гребнева Н.М.,ныне судья Верховного Суда Республики Казахстан Смайлов А.С., судья в отставке Баймуратова А.Б. и другие.

На Съезде было отмечена важность независимого правосудия для достижения выработки в обществе уважения к закону и обеспечения социальной стабильности. Съезд судей, исходя из необходимости возрождения в судейском сообществе принципов моральной чистоты, порядочности и высокой эрудиции, признал целесообразным принятие Кодекса судейской этики.  Было принято также и постановление о создании общественного объединения «Союз судей Республики Казахстан» и положение о филиалах, входящих в его единую структуру.

 Следуя этой установке суды Республики Казахстан стали вести многогранную, кропотливую работу по укреплению имиджа судейского сообщества. Эта работа подкрепляется мерами законодательного и материально-финансового характера.

За годы независимости Республики  произошли значительные изменения в части оказания доверия судебной системе. За разрешением возникающих споров люди стали обращаться в суды, решения которых являются обязательными для всех.

Только за 10 месяцев 2016 года судами Жамбылской области окончено производством 26 059 гражданских дел, 901 гражданских дела прекращено  в порядке медиации. С применением мирового соглашения прекращено 166, в порядке партисипативного соглашения 11 дел.

С начала года рассмотрено 10095административных, из которых с участием медиатора 135 дел в отношении 135 лиц. 


В суды  области поступило на рассмотрение 1859 уголовных дел,из которых  с вынесением приговора рассмотрено 1313уголовных дел в отношении 1496лиц.С участием присяжных заседателей рассмотрено 4 дела в отношении 4 лиц. Осуждено 1450 лиц, из них к реальному лишению свободы 443 лица ( 30,5%) и к мерам наказаний не связанным с изоляцией от общества - 995 лиц. Оправдано 46  лиц, что составляет 3,1 % от общего количества лиц, в отношении которых вынесены приговоры.

185 уголовных дел рассмотрено с участием медиатора, из них с прекращением дела за примирением сторон 155 дел.

Переход к трехзвенной системе отправления правосудия, применение международных договоров, создание судов по рассмотрению инвестиционных споров, широкое применение примирительных процедур по судебным делам всех категорий, привлечение медиаторов, удобный и быстрый для участников процесса порядок рассмотрения гражданских дел, возможность рассмотрения уголовных дел в согласительном производстве, гуманизация законодательства в сфере назначения уголовных наказаний и расширение круга правонарушений, по которым применяются альтернативные лишению свободы виды наказаний, применение принципа справедливости при рассмотрении судебных дел  - это лишь часть ярких достижений судебной системы за годы независимости Республики Казахстан.

В результате  проводимой планомерной работы по итогам 25 лет можно констатировать, что полноценная судебная система в Казахстане состоялась. Она отвечает всем требованиям правового государства и способна выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению исполнения Конституции и законов, защите прав, свобод и законных интересов граждан.

Комментарии  

0 #2 динара 04.01.2017 11:43
Это председатель Жамбылского областного суда Алчинбаев Рустем Мирзакаримович
Цитировать
0 #1 Юрист 13.11.2016 22:08
А кто это, как его имя???
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить