Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Законопроект разработан в целях реализации положений Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 (далее – Концепция).

В Концепции в качестве одного из основных направлений развития правоохранительной и судебной систем, а также правозащитных институтов предусматривается необходимость совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан.

В этой связи подчеркивается необходимость совершенствования механизма реализации гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Согласно Концепции совершенствования требует система предоставления юридической помощи, и система оказания правовой помощи лицам с низким уровнем доходов.

Концепцией подчеркивается ведущая роль адвокатуры, как ядра системы оказания гражданам юридической помощи. В качестве основных приоритетов совершенствования деятельности адвокатуры Концепцией выделяются:

-последовательное решение проблемы неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в городской и сельской местности;

- коррекция системы администрирования оплаты труда адвокатов, предоставляющих бесплатную юридическую помощь. Концепцией предусматривается сделать эту систему консолидированной и прозрачной, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства;

- введение института обязательного страхования ответственности адвокатов с учетом зарубежного опыта.

Кроме того, основанием разработки законопроекта являются поручения, предусмотренные Протоколом заседания Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан от 8 февраля 2017 года (далее – Протокол). Протоколом констатируется необходимость дальнейшего совершенствования сферы оказания юридических услуг в целях обеспечения качества предоставляемых услуг, их доступности для граждан, в первую очередь, социально-незащищенным слоям населения, а также проживающим в отдаленных местностях.

Протоколом предусматривается выработать предложения по совершенствованию сферы оказания юридических услуг, направленные на:

повышение качества и доступности юридических услуг;

укрепление института адвокатуры, в том числе повышение требований, предъявляемых к адвокатам. При этом рассмотреть возможность введения страхования ответственности профессиональной деятельности адвокатов;

введение возможной специализации адвокатов по уголовным, гражданским и иным категориям дел.

Данные меры предполагается реализовать посредством разработки Закона РК «О юридической помощи». Предметом регулирования этого закона согласно Протоколу могут стать вопросы:

оказания всего комплекса юридических услуг;

допуска на рынок правовых услуг, в том числе большей профессионализации представительства в судах;

расширения института юридических услуг на принципах «pro bono», предусматривающих их оказание на бесплатной основе отдельным категориям граждан;

определения требований, предъявляемых при подготовке юридических кадров.

Особое внимание хотелось бы остановить на одном из новшеств Законопроекта - закрепление оказания юридической помощи на началах pro bono (от лат. «pro bono» - ради общественного блага). В Законопроекте данный институт будет модернизирован с учетом международного опыта (США, Англия, Австралия, Франция, Нидерланды и т.д.) и будет поименован как комплексная социальная юридическая помощь (ст. 19 Законопроекта).

Комплексной социальной юридической помощью является оказание на безвозмездной основе юридической помощи установленным лицам, позволяющей констатировать правовое сопровождение с момента обращения до принятия в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан итогового правового  решения по делу (разрешения правовой ситуации).  Установлена категория лиц, имеющих право на получение комплексной социальной юридической помощи, в том числе:

1) лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации в соответствии с Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах»;

2) участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним;

3) инвалиды 1 и 2 группы;

4) пенсионеры по возрасту;

5) престарелые и инвалиды, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа.

 

И.о. руководителя

Департамента юстиции

Жамбылской области

Дайрабаев Даурен Жигулиевич

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить