Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Об актуальности данной темы свидетельствует обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в области и в мире целом. Крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние аварийности в Республике Казахстан, где наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. И для выяснения обстоятельств, предшествующих дорожно-транспортному происшествию, существует ряд методик сформированных в области судебной автотехнической экспертизе.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает в себя экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предметом судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП являются – фактические данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия (ДТП), загруженности, техническом состоянии транспортного средства / автомашины скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения транспортного средства автомашины и т.д.

Объектами исследования судебной автотехнической экспертизы являются - транспортные средства, части транспортных средств, отделившиеся в процессе ДТП, место ДТП, следы на месте ДТП, а так же материалы дела собранные в ходе расследования (протокол осмотра места ДТП, схема места ДТП, объяснения участников и очевидцев ДТП и т.п.).

Категоричность выводов судебной автотехнической экспертизы напрямую зависит от полноты и качества материалов, предоставляемых эксперту органами суда и следствия. 

В настоящее время автотехническая экспертиза подверглась дифференциации специальных познаний и сегодня необходимо различать под названием "автотехническая экспертиза":

1.    Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;

2. Транспортно-трасологическая экспертиза - раздел трасологии, занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;

3.     Исследование технического состояния транспортных средств;

4.     Оценка транспортных средств. 

При расследовании дорожно-транспортного происшествия суд или лицо, проводящее расследование объективно и всесторонне рассматривает все обстоятельства происшествия. Для решения тех или иных вопросов технического характера судом или следствием выносится определение (постановление) о назначении автотехнической экспертизы. Для этого формируются исходные данные такие как - дорожные условия, видимость на дороге и препятствие, скорости движения транспортных средств и пешеходов, загрузка транспортных средств, наличие и характер следов торможения, действия участников ДТП, момент возникновения опасности для движения водителя и т.д.), которые отражаются в определении (постановлении). При необходимости прилагаются вещественные доказательства, которые предоставляются эксперту.

    Нередко в органах суда и следствия существует мнение, что эксперт должен самостоятельно выбирать из представленных ему материалов дела, необходимые  для проведения экспертизы исходные данные. Но как правило, в материалах дела содержатся противоречивые данные, полученные от разных участников ДТП, и как доказательства они требуют правовой оценки. Следовательно, не правомерно предлагать эксперту самостоятельно произвести отбор исходных данных из материалов дела (протоколов осмотра места происшествия, протоколов допросов, объяснений и т.п.), поскольку, действия связанные с оценкой доказательств являются прерогативой суда,  следствия и выходят за рамки компетенции эксперта. После того как эксперт  получит в свое распоряжение исходные данные и вещественные доказательства, он выполняет экспертизу и дает заключение эксперта в письменной форме.  Решение суда о виновности (невиновности) того или иного участника ДТП, выносится после изучения всех обстоятельств происшествия, в том числе с учетом выводов автотехнической экспертизы, которое является одним из доказательств по делу.

         К большому сожалению, как показывает практика, увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения не снижает статистику дорожно-транспортных происшествий. Люди должны понять, что нарушая правила дорожного движения, человек в первую очередь рискует своим здоровьем и жизнью.  

 Главный эксперт ИСЭ

по Жамбылской области      Алиев Б.А.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить