×

Внимание

There is no category chosen or category doesn't contain any items

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проводимая в стране судебно-правовая реформа особое значение придает судебному контролю на досудебных этапах уголовного судопроизводства, призванного повысить уровень доверия граждан к судебной системе, обеспечив доступность правосудия и прозрачность уголовного судопроизводства.

Санкционирование производства выемки связано с необходимостью собирания доказательств.

Согласно требований статей 253, 254 ч.1 УПК выемка производится лицом, осуществляющим досудебное расследование с целью изъятия определенных документов, имеющих значение для дела, по мотивированному постановлению. Постановление о выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, должно быть санкционировано следственным судьей.

Существенную часть рассмотренных и удовлетворенных следственным судом ходатайств органа досудебного расследования составляют ходатайства о выемке сведений у сотовых операторов, банков, то есть сведений, содержащих охраняемую законом тайну.

Следует отметить, что в большинстве данное процессуальное действие проводится по делам о преступлениях против собственности.

В основном причинами отказа в санкционировании выемки являются возбуждение ходатайства о санкционировании выемки предметов и документов, когда санкция следственного судьи не требуется, документы не содержат государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;   ходатайства об изъятии уголовного или гражданского (административного дела); предметов, являющихся вещественными доказательствами и не составляющих охраняемую законом тайну, не указание конкретных документов, подлежащих выемке (например, указано, что необходимо произвести выемку всей бухгалтерской документации, без указания периода, наименования конкретных документов и т.п.).  

Хотелось бы обратить внимание тот факт, что, несмотря на ясное указание в статье 253 УПК, что выемке подлежат определенные предметы и документы, имеющие значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, правоохранительные органы зачастую в своих ходатайствах, обращенных к следственным судьям, предварительно вообще не конкретизируют перечень подлежащих выемке документов.

Поскольку выемке подлежат определенные документы и предметы, имеющие значение для дела, то в ходатайстве органа уголовного преследования должны быть указаны сведения о документе, подлежащим выемке (например, если договор, то между кем заключен, предмет договора, доверенность от кого и на чье имя выдана и т.д.) и что подлежащий выемке документ имеет отношение к расследуемому делу.

Так, согласно ст.3 п.3 Закона РК «О нотариате» физическим и юридическим лицам гарантируется тайна совершенных ими нотариальных действий.

Поэтому если в постановлении о возбуждении ходатайства перед судом о санкционировании выемки документов не указаны сведения о документе, подлежащего выемке, удостоверенного нотариусом, который содержит охраняемую законом тайну, то указанное ходатайство органа уголовного преследования подлежит отказу следственным судом.

Зачастую в судебной практике орган досудебного расследования ходатайствует перед следственным судом о выемке документов, не относящихся к делу, включая документы, содержащие коммерческую тайну хозяйствующих субъектов, вплоть до получаемой ими прибыли, размерах оплаты труда и премий сотрудникам и т.д., то есть, получает прямой доступ к информации, не относящейся к расследуемого уголовному делу. Тем самым парализуется деятельность самого предприятия полностью.

Статья 1 Закона РК «О государственных секретах» дает разъяснение, что относится к государственным секретам. Это – защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права.

В этой связи следственный суд в каждом конкретном случае устанавливает, содержит ли документ, подлежащий выемке, государственный секрет или иную охраняемую законом тайну, при наличии таковых исключает санкционирование выемки всей документации и информационных данных, не имеющих значение для дела;   проверяет наличие в ходатайствах органов досудебного расследования перечня конкретных документов, а также указание на точно определенный период и обоснование для чего нужен данный документ по уголовному делу.

Резюмируя вышеуказанное, хотелось бы отметить, что изменения в законодательстве, которые регламентируют работу следственных судов, безусловно, позволяют повысить защиту прав человека и гражданина на досудебной стадии уголовного процесса.

Лаззат Рамазанова
Судья Жамбылского областного суда
Кандидат юридических наук

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить