• ЖСБ

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Сегодня мы поднимаем вопрос буллинга й пытаемся найти ответы, подсказки, которые необходимы нам в жизни, в нашей работе, чтобы наши взрослеющие дети смогли достойно жить, выражать свое мнение, быть достойными людьми. Каждый человек является личностью и каждый человек достоин уважительного отношения к себе. Уважение к себе начинается с достойного отношения окружающих к человеку. Самоуважение, как неотъемлемая черта личности, зарождается с самых юных лет, поэтому очень важно, чтобы дети и подростки росли и развивались в доброжелательной атмосфере, атмосфере уважения. Но так как все мы от природы разные, поэтому жизненная мотивация у детей, у взрослых разная. Поэтому крайне важно быть готовыми к возникновению ситуации, чтобы суметь вовремя ее уладить еще до начала открытого конфликта.Кто это сможет сделать? Должен КАЖДЫЙ ИЗ НАС!

Сегодня можно школу «обвинять во всех грехах». Это связано с тем, что школа собирает незрелых личностей - детей и подростков, которые еще не в полной мере усвоили идеи уважительного и толерантного отношения к окружающим, поэтому в школе имеют место проблемы насилия. На первое место выдвигается проблема противостояния явлению буллинга в школе - это крепкий союз учителей, способный примером, своей внутренней культурой, компетентностями привить, воспитать в ребенке правила поведения в социуме. Если таковой союз имеется, в той школе снижен процент совершения буллинга, если же учитель является лишь урокодателем, где его не интересует жизнедеятельность учащихся, тогда факты буллинга будут процветать. Проблемой в школах является нехватка НАСТОЯЩИХ учителей, часто задействуем педагогов на совещания, курсы, рейды, замены, что отвлекает учительство от выполнения прямых обязанностей - сопровождать детский коллектив. Молодые специалисты, пришедшие с институтской скамьи, не готовы к решению сложных психологических проблем в детском коллективе. А объем бумаг у учителей, классных руководителей? Мы много пишем, поэтому нет времени на живую беседу, общение с учащимися, дорогая подписка на методическую литературу для классного руководителя. В школах слабо развиты органы детского самоуправления. Самое страшное-это ребенку работать с РАВНОДУШНЫМ учителем, который будет скрывать факты, покрывать насильственные действия, замалчивать, что может привести к необратим последствиям : суициду, колонии, спецшколе и т.д. Считаю, что классные руководители должны проходить не только квалификационные курсы по предмету, но и психологические, где обучат учителей справляться с проблемами буллинга. Трудностями в работе школы является и замалчивание фактов родителями, если они об этом знают, когда хочется за обиду поквитаться со всей школой и обратиться не в школу, а сразу в вышестоящие организации. Да, у каждого человека есть право обращения за помощью, но ведь родители не всегда хотят выслушать другую сторону. Нельзя путать конфликт, где идет личностное противостояние с буллингом-травлей! Можно перекладывать решение данного вопроса на чьи-то плечи, но когда речь идет о жизни ребенка, впоследствии взрослого члена общества, здесь, увы, виноваты все мы: родители, учителя, общество. Виноваты мы-взрослые: насилие, оскорбление, алкоголизация, угроза ребенку, если он не выполнит требования взрослого, бродяжничество-ИЗ ДОМА, укор ребенку, который несет 12 килограммовый портфель 3-классник, который не уступил место женщине в автобусе- В СОЦИУМЕ-таких фактов много. Да, к сожалению, есть еще стена непонимания между школой и родителями.

Школы ведут работу по фактам предупреждения и профилактики хулиганских действий учащихся, оскорблений. Показателем является и то, что на городском учете в ИДН состоит 48 учащихся из более 67155 обучающихся в школах города , где у 17 из них уже подходят сроки снятия с учета уже в 2018 году. Снижается и рост преступлений в 2018 году по сравнению с предыдущими годами: так, за 1 квартал 2018 года совершено 3 факта несовершеннолетними ( хулиганство, вымогательство).

Как школа справляется с таким явлением, как буллинг, какова профилактическая работа в школах? Какой инструментарий используем мы в своей педагогической деятельности?

  1. Наблюдение и своевременное выявление учащихся, склонных к проявлению агрессивных действий, поступков.
  2. Ведение предварительной уже разъяснительной работы с учащимся, где выявляются причины агрессии, срывов.
  3. Выяснений социальных условий.
  4. Анкетирования, квиз-опросы.
  5. Анализ и диагностика.
  6. Создание «подушки» безопасности: посещение уроков, наблюдения на переменах, опрос учащихся со стороны и т.д.
  7. Психологическое сопровождение.
  8. Работа с родителями.
  9. Работа с коллективом класса.
  10. Работа с буллером и пострадавшим.
  11. Индивидуальные и групповые методики. Ролевые игры (смены ролей), постановки.
  12. Задействование учащихся во внеурочной деятельности.
  13. Занятость в кружках, секциях.
  14. Грамотная команда педагогов, которые помогут и научат детей правильному взаимодействию.
  15. Действенным на сегодняшний день в школах является ШСППН.
  16. Работа школы с правоохранительными организациями и здравоохранения.
  17. Ящик «Доверие».
  18. Работа КЗПН и ювенального суда.
Уже несколько лет, как ОблОО и ГорОО охватывают детей, состоящих на различных видах учета занятостью в каникулярное время: экскурсии по спортивным площадкам, чтобы « трудные » могли заниматься футболом, фитнесом, плаванием. В Байзакском районе был организован психологический тренинг для подучетников, в феврале 2018 года впервые по линии ГорОО был организован целый месячник с различными видами деятельности для учащихся, состоящих на различных видах учета, где мероприятия проводили зам. директора по ВПР, психологи: экскурсии, встречи, послания и концерт в Дом престарелых, организация просмотра х/ф «Тимур и его команда», тренинг, «открытый» микрофон, выпуск стенгазет. Так сплотилась команда педагогов и детей, что с трудом мы расстались, а ведь речь шла о «трудных» детях! Дети делились своим жизненным опытом и знаете, что мы поняли, что они никого не винят, а себя, что были слабы и поддались искушению, будь то воровство или драка. В нас проблема, во взрослых! Подвыпившие родители выгоняют детей из дома, занимаются рукоприкладством или сами провоцируют оскорбления, а куда деваться ребенку? Приходится школам изымать детей из семей, лишать родительских прав так называемых родителей. Есть случай, когда ребенок, совершивший попытку суицида, которому не хватало внимания родителей, которые были постоянно заняты, находился в сложнейшем психологическом кризе, в беседе с учителем родитель заявил о том, что «на все воля божья!» Есть пример из школьной жизни, где педагог смог из сложнейшего класса сделать призеров творческих конкурсов, великолепных чтецов за 2 года?! Это воистину педагог с большой буквы! Бывшие зам. директора по ВПР из школ города, уйдя на учительские часы, взяли классное руководство над сложнейшими детскими коллективами и справляются! Классы показывают и успехи в обучении, и в проявлении положительных лидерских качеств. В шг41 уже много лет открыт военно-спортивный класс, где учат мальчиков по-настоящему становиться защитниками Отечества и настоящими мужчинами: они закаляются обливанием в любое время года, запросто обращаются с многокилограммовыми гирями и мастерски ими жонглируют. В школах города открыты кружки по интересам, где мальчики учат и используют права человека в жизненных ситуациях, это « Юные помощники полиции». Мы недовольны изъятием сотовых телефонов, смартфонов, это очень сложно, но я считаю, что, возможно, мы этими действиями уже спасли многие детские души! Проводятся в школах рейды по выявлению колюще-режущих предметов, по выявлению фактов шрамирования. Именно школы провели огромную разъяснительную работу по предупреждению фактов суицида-кибер-буллинга (из Интернета). Важную лепту вносит воспитательная работа в школах города по привитию учащимся чувства патриотизма. Это уроки мужества, встречи с ветеранами-афганцами, «Бессмертный полк», смотры военной песни и строя, классные часы, посвященные Дню независимости нашей страны, мероприятия, рассказывающие о непростой истории казахской земли. Семейные конкурсы и праздники, которые утверждают духовное, нравственное формирование семейных ценностей у учащихся, где бабушки представляют свое ремесло: плетение, вязание, сочинение песен, сочинение стихов. Папы же активны в спортивных эстафетах. Замечательным событием в этом году для учащихся школ города стало посещение музея УВД, где учащимся была представлена плеяда достойных людей, служащих примером выполнения своего долга и чести, а также незабываемая экспозиция, посвященная ГазизуБайтасову. Многие школы совместно с родительской общественностью в каникулярное время организуют экскурсионные выезды к сокральным местам. В течение года дети посещают и драматический театр, цирковые представления, просмотры художественных фильмов. В такие мероприятия приобщены и дети с девиантным поведением. Главная цель школы -это показать большой спектр чувств, интересных жизненных направлений учащимся, где они могут себя проявить и заинтересоваться в выборе профессиональном, человеческом. Школа-это не поле битвы, это МИР ДЕТСТВА. Дети учатся толерантности, посвящая мероприятия Ассамблее народа Казахстана, учатся дружить и гордиться своей сопричастностью к единому казахстанскому народу.

Не согласна с тем, что единичные случаи, квалифицирующиеся, как буллинг, могут перечеркнуть все выше сказанное.Поэтому самая большая ошибка — замалчивать случаи школьного насилия и ждать, пока ситуация сама уладится. Любой ребенок беззащитен перед буллингом и рискует получить тяжелые психологические увечья с пролонгацией последствий на всю дальнейшую жизнь. Поэтому наибольшая ответственность лежит на родителях, а в школе должны работать неравнодушные педагоги, грамотные психологи и социальные педагоги.

Хотим мы это признать или нет, но агрессия идет из дома, т.к. она психологического характера. Необходимо направить в кружки этот всплеск эмоций, энергии. Агрессия- показатель того, что ребенок чего-то не находит, нет помощи, пытается, чтобы его заметили. Ребенка не научили правильно выражать свои действия, поступки. Нужно научить ребенка, прежде всего, не входить в эти отношения.Нельзя пренебрегать проблемой буллинга - это не временно. Нужно понять, где источник?А уже используется эта агрессия в школе, на улице в отношении тех, кто не даст отпор, кто попроще. Воспитание мужского «нет»- это не проявление силы духа или показатель мужественности, нужно в мальчиках растить тонкую душевную организацию. Родители же учат «навалять», если плачет мальчик, значит он-«девчонка» или «против лома нет приема»? Проблемы буллинга-это и социальные проблемы: так подростки идут на вымогательство - нет денег. Нет понимания у детей того, откуда берутся деньги, как тяжело их зарабатывать -отсутствует экономическое воспитание. Юношеский порыв-это сломать права слабого, поэтому он (подросток), поднимает руку на сверстника, хотя, возможно, его обидели родители, но ведь на них он руку поднять не может! Объяснение буллинга просто-это от ВОСПИТАНИЯ, а школа-«поле игр» для подростков, где он использует недовоспитание. Родители и социум не обращают внимания на права детей,так как взрослые решают за него. Внутренним порывам нет места (пример: «Дай дневник!» -кричит родитель.- Вымогатель: «Дай деньги!»). Все зависит от ВОСПИТАНИЯ. Школа-это проявление проблемы, а закладывается образ мышления, поступки, поведение в СЕМЬЕ, ДОМА! Куда направить энергию? Только в дополнительную занятость!

Предотвратить насилие проще, чем подавить его.

1.Общение. Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. Назвать явление тем, чем оно является — травлей. И пообещать помочь справиться. Поможет условие: или разговор с учителем, доверительным лицом.

2.Поддержка. Важно выслушать жалобы и эмоционально посочувствовать ребенку. Надо не анализировать и не оценивать его рассказы, а просто быть на его стороне.

«Никогда не сомневайтесь, что небольшой группе чутких и преданных своему делу людей по силам изменить мир».

Маргарет Мид

Зам.директора по ВПР сш№16:Букина М.Ю.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  • Актос