• ЖСБ

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
«И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно».

Л. Н. Толстой

Проблема поведения и эмоционального состояния школьников всегда были предметом особого внимания педагогов и родителей. Сегодня данная тема сохранила свою актуальность и даже приобрела особую остроту для всех участников образовательного процесса.

ЧТО ТАКОЕ БУЛЛИНГ И ЧЕМ ОН ОПАСЕН?

Школьное насилие, или, по-другому, буллинг (от англ. bully – за- пугивать) подразумевает под собой не только физическую агрессию, но и психологическое давление, запугивание, распространение сплетен, вымогательство, издевательства. Кроме того, с развитием новых технологий и популяризацией социальных сетей появился новый вид школьного насилия – кибербуллинг.

Сегодня буллинг – одно из самых распространенных явлений в школах всего мира.

Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения, периодически подвергаются буллингу 64% литовских 11-летних школьников, 50% – российских, 46% – бельгийских. В Австрии, Люксембурге и Шотландии данный показатель равен 32%, Канаде и Швейцарии – 30%, Франции – 25%.

Что касается нашей страны, по результатам исследования Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), проведенного в 2015 году, 66,2% казахстанских школьников столкнулись с школьным насилием, из них 63,6% в роли свидетеля, 44,7% – в роли пострадавшего, а 24,2% признались в совершении насильственных действий.

Последствия буллинга не только негативно сказываются на психологической обстановке в школе, но и затрагивают качество образования. В международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS выявлено, что отсутствие безопасности и частые случаи школьного насилия отрицательно влияют на результаты обучения учеников.

Результаты других исследований говорят о том, что у учеников, замеченных в совершении буллинга, повышенный риск того, что впоследствии они будут хуже учиться, употреблять наркотические вещества, иметь агрессивное поведение.

КАК БОРЮТСЯ С БУЛЛИНГОМ В МИРЕ?

В мировой практике предприняты значительные усилия по противодействию буллингу и созданию здоровой психологической среды в школах. 

Одной из первых антибуллинговых мер стала программа Д. Олвеуса, которая стартовала в 1983 году в Норвегии. Программа предусматривает выполнение четырех целей: достижение единого понимания данного феномена, активное вовлечение родителей и учителей в программу, разработка четких правил, направленных против школьного насилия, а также поддержка и защита жертв буллинга. Действия направлены на три уровня: школы, класса и каждого ученика индивидуально. Программа считается одной из наиболее эффективных и широко распространена также в Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Исландии и др. В Португалии и Великобритании развита похожая программа – «Безопасные школы», в Швеции – «Фарста». В рамках «Фарста» в каждой школе есть команда из 2–4 учителей, которая в случае буллинга незамедлительно вмешивается в ситуацию для ее решения. Примечательно, что в рамках данных программ предусматривается уровень оценки их эффективности, что позволяет усовершенствовать деятельность школ в борьбе со школьной агрессией.

В Нидерландах одной из программ по созданию безопасной школьной среды является программа для учеников начальных классов «Мирная школа», направленная на развитие социальных компетенций и демократических ценностей. В программу активно включены родители учеников, и даже проводятся сеансы медитации. Также в стране действует программа, суть которой состоит в предоставлении отдельного временного здания ученикам с проблемным поведением, на которых не подействовали школьные меры. Цель программы – вернуть этих учеников в обычную школу после работы над их поведенческими и социальными навыками.

Важным направлением деятельности многих развитых стран является предупреждение школьного насилия. К примеру, в школах Дании проводится так называемый «парламентский день», когда дети могут открыто говорить о существующих проблемах в школе и предлагать методы их решения.

Эффективность и значимость антибуллинговых инициатив очень высоки. Доказано, что программы предупреждения и профилактики школьного насилия снижают уровень буллинга до 25%. 

Усилия европейских стран объединены и на международном уровне. Первые шаги были предприняты в 1998 году, когда Европейской Комиссией была начата двухгодичная инициатива «Агрессия в школах».

В 2005 году Европейской комиссией был запущен план действий под названием «Дети и насилие», основная цель которого заключалась в оказании помощи в выявлении и реализации последовательной политики по борьбе с молодежной и школьной преступностью и насилием. Этот проект был в дальнейшем интегрирован в программу «Строим Европу для детей и вместе с детьми», направленную на защиту прав детей и защиты их от всех форм насилия. В 2015 году был завершен третий этап данной программы.

КАКИЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ СО ШКОЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ ПРЕДПРИНИМАЮТСЯ В КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛАХ?

Следует признать, что на фоне развитых стран отечественные инициативы по борьбе с буллингом менее масштабны. 

Во многом это связано с относительно недавним становлением школьной психологической службы Казахстана, от которой в немалой степени зависит климат в стенах школы. Первые специалисты появились в конце 1980-х годов в некоторых школах. Официально же должность педагога-психолога была введена только в 2008 году. Для сравнения, в Дании школьная психологическая служба начала свою работу в 1934 году, Гонконге (КНР) – в 1959 году.

Тем не менее за последние годы значимость психологического сопровождения школьного образования в нашей стране существенно повысилась. 

Министерством образования и науки РК осуществляется поддержка работы психологов по снижению уровня агрессии, насилия и дискриминации в школах. В рамках долгосрочных и краткосрочных курсов повышения квалификации педагогов-психологов проводятся тематические семинары, тренинги, мастер-классы. В 2015 году количество педагогов-психологов, прошедших долгосрочные курсы повышения квалификации, составило 2175 из 8130 человек, что на 45% больше, чем в 2014 году. Краткосрочные курсы повышения квалификации в 2015 году прошли 1014 школьных психологов.

Ежегодно разрабатываются методические рекомендации и пособия по профилактике девиантного и аутодеструктивного поведения обучающихся, определению уровня агрессивности детей и проявления актов жестокого обращения и насилия, повышению стрессоустойчивости учеников и др.

Кроме того, в стране с 2011 года под эгидой надзорных органов (Генеральная прокуратура РК, МВД РК и др.) действуют мобильные группы по профилактике подростковой преступности, деятельность которых направлена на борьбу с вымогательством, насилием в школах, длительным непосещением занятий. В 2015 году количество мобильных групп составило более 700. Количество случаев подростковой преступности снизилось с 4670 в 2012 году до 3561 в 2014.

Одной из наиболее значимых инициатив по борьбе с буллингом является модельная программа «Профилактика и реагирование на насилие в образовательных учреждениях Восточно-Казахстанской области». 

Данная программа реализуется с 2013 года в рамках сотрудничества Уполномоченного по правам человека, ЮНИСЕФ, Министерства иностранных дел Норвегии и областного управления образования. Участниками программы стали 7 государственных школ и 3 интернатных учреждения области. Цель проекта – внедрение в школы 16 ключевых компонентов, к которым относится разработка системы выявления, реагирования, предупреждения насилия в школах, создание Школьной команды безопасности, механизма перенаправления случаев насилия в «правильные службы» и др.

В будущем планируется внедрение данного проекта во все школы страны.

С 2015 года началась реализация Межведомственного плана совместных действий по обеспечению безопасности детей в организациях образования на 2015-2016 годы. Цель – обеспечение всех школ психологами, социальными педагогами, медработниками, школьными инспекторами, а также создание базы данных неблагополучных семей для проведения индивидуальной профилактической работы.

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВУЮТ В ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОМУ БУЛЛИНГУ?

Проводимая политика по противодействию буллингу уже достигла определенных успехов, тем не менее существуют проблемы, требующие решений. Во-первых,

несмотря на высокую долю обеспеченности государственных школ психологами по республике (97,6%), в некоторых регионах наблюдается потребность в данной категории педагогических кадров.

В частности, в Акмолинской области только 77% школ обеспечены педагогами-психологами. Также следует отметить невысокий уровень их заработной платы. В среднем педагог-психолог получает от 38 933 тенге до 46 720 тенге.

Следующей проблемой является несовершенство Правил деятельности психологических служб, разработанных местными исполнительными органами. Так, не во всех регионах учтена криминогенная обстановка, а также культурные, географические, национальные, миграционные факторы влияния на образовательную среду. Отсутствует единый подход в определении состава и функций членов психологической службы каждой области. Не везде принята во внимание важность работы с семьями школьников, столкнувшихся с буллингом.

В-третьих, несмотря на увеличение числа проводимых инициатив по предотвращению школьной агрессии, данные мероприятия охватывают не все школы. Общественность не в полной мере осведомлена о текущей ситуации, так как механизмы оценки эффективности принимаемых мер против школьного насилия несовершенны.

Кроме того, в стране не развито масштабное общественное информирование важности создания безопасной психологической среды в школах.

КАК УСИЛИТЬ БОРЬБУ С БУЛЛИНГОМ?

В условиях модернизации образования очень важно повсеместно решать существующие проблемы, связанные со школьным насилием и агрессией. Для этого необходимым представляется следующее:

  • Усовершенствовать психологическую службу школы путем четкого распределения и координации обязанностей не только психологов, но и социальных педагогов, школьных инспекторов, заместителей директоров по воспитательной работе, медицинских работников, классных руководителей, членов родительского комитета, активизировать их профессиональное сотрудничество;
  • Обеспечить комплексное функционирование психологической службы во всех организациях образования страны;
  • На уровне страны разработать нормативные правовые документы по предупреждению, выявлению и предотвращению школьного буллинга;
  • На уровне каждой организации образования разработать документ, регламентирующий политику школы в отношении насилия;
  • Увеличить практическую часть работы психологов не только с детьми, но и родителями и учителями с целью повышения их психологической компетентности, развить практику семейного консультирования;
  • Усовершенствовать систему учета, регистрации, контроля и отчетности фактов школьного насилия и оценки эффективности действий по борьбе с буллингом;
Разработать теле- и радиопрограммы, социальные ролики, направленные на предотвращение буллинга. Таким образом, сложившиеся тенденции подчеркивают значимость создания безопасной образовательной среды. Важно понимать, что буллинг – проблема не только самой школы. На агрессивное поведение школьников влияет множество факторов: личностные, семейные, средовые, ситуационные и социальные. Поэтому для создания комфортного климата в школе необходима совместная работа школьных психологов, педагогов, родителей и общественности в целом. 

Успех различных инициатив, программ и мероприятий по борьбе со школьной агрессией невозможен без их эффективного сотрудничества.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОДДЕРЖАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ:

  1. Формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме «как надо», а не как «не надо» поступать.
  2. Привлекайте учащихся к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность к решению общих задач.
  3. Акцентируйте важность и ценность многообразия (культурного, национального, религиозного и др.), а также различных способностей, предпочтений, физических и интеллектуальных возможностей.
  4. Не допускайте сами и пресекайте со стороны других любые насмешки в адрес учащихся, имеющих особые образовательные потребности, мигрантов, детей с низким социально-экономическим статусом и др.
  5. Не противопоставляйте ученика коллективу ни в положительном, ни в отрицательном ключе. В классе не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает.
  6. Не обсуждайте и не оценивайте личностных качеств ученика перед всем классом. Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.
  7. Своим личным примером показывайте уважительное отношение ко всем членам учебного коллектива.
  8. Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Давайте ученику характеристику его поступку и возможным последствиям, а не его личности.
  9. Не призывайте весь класс к коллективной ответственности за какой-либо проступок отдельного ученика.
  10. Не усиливайте изоляцию отвергаемых учеников, сажая их отдельно.
  11. Не пренебрегайте жалобами учеников, даже если случай кажется неpначительным. Недопустимо говорить в ответ на сообщение о насилии или жалобу на притеснение: «Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  • Актос